ЗНАЙ СВОИ ПРАВА: КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ В МАГАЗИНЕ
Детей часто обманывают в магазинах – ведь никто не ожидает от них знания своих прав потребителя или смелости встать на свою защиту. По данным Российского общества защиты прав потребителей россияне оставляют в супермаркетах от нескольких тысяч (в малых городах) до нескольких десятков тысяч рублей (в мегаполисах) в год ни за что. Но давайте не позволим никому обманывать наших детей! Давайте узнаем, как нас обманывают и куда обращаться в этих случаях.
Лишний товар в чеке
Если ребёнок идет в магазин с большим списком, кассир может занести в список его покупок лишний товар – например, шесть глазированных сырков вместо двух. Попросите ребёнка обязательно всегда проверять чек прямо у кассы. В этом случае он укажет кассиру на ошибку и тот всё исправит. Если же ошибка будет обнаружена позже, будет невозможно доказать, что лишний товар действительно вписан кассиром, а не был спрятан или съеден. Иногда можно добиться просмотра видео с камер наблюдения, чтобы доказать, что ребёнок не брал этот товар, но магазин не обязан предоставлять эту информацию.
Продали испорченный товар
Ребёнок не посмотрел на срок годности и принёс домой несвежий продукт. Не торопитесь его ругать, в этой ситуации снова не прав магазин – такого товара на полках быть не должно. В соответствии с 18 статьёй «Закона о защите прав потребителей» при обнаружении в товаре недостатков потребитель может потребовать от продавца:
замены на аналогичный товар этой же марки;
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
возврата уплаченной за товар суммы.
Правило номер один для защиты своих прав – всегда сохранять чек. С его помощью можно доказать, что вы купили товар именно в этом магазине, а так же когда вы его купили. В этом случае, скорее всего, вам сразу предложат решение проблемы. При этом и без чека можно отстоять свои права, просто сделать это сложнее. Согласно статье 25 Закона "О защите прав потребителей", если чек не сохранился, можно ссылаться на свидетельские показания.
Если магазин всё же отказывается заменить товар или вернуть деньги, необходимо описать ситуацию в книге отзывов магазина и подать заявление в Роспотребнадзор, приложив доказательства нарушения ваших прав.
Обсчитали на кассе
Здесь действует святое правило: считайте деньги не отходя от кассы. Скажите ребёнку, чтобы он обязательно сразу посчитал сдачу, при необходимости воспользовался калькулятором. Если что-то не так, в первую очередь надо об этом просто сказать кассиру. Но иногда бывают и конфликты – например, кассир утверждает, что ему дали купюру меньшего номинала, обвиняет ребёнка в том, что он задерживает очередь и отказывается возвращать недостающие деньги.
Что делать? В первую очередь, позвать администратора. Иногда этого уже достаточно, чтобы «напугать» недобросовестного кассира. Если администратор тоже встал на сторону продавца, можно настоять на пересчёте денег в кассе и сравнить эту сумму с отчётом кассы – если числа не совпадают, вас действительно обсчитали. Важно! Пересчёт должен проводиться при вас, иначе вам могут соврать что угодно и проверка теряет смысл. Это не является коммерческой тайной, поэтому можно настаивать на вашем присутствии при пересчёте.
Если магазин всё же отказывается возвращать вам деньги, обращайтесь с письменной жалобой в Роспотребнадзор или в организации защиты прав потребителей. Как говорилось прежде, к обращению надо прикрепить доказательства – в этом случае, например, показания свидетелей.
Помните, что если вас обсчитали на крупную сумму (0.1 и больше от МРОТ в данном регионе) – это уголовное преступление (УК РФ, статья 200)! Так, для Москвы это будет обман на 1 756 р. и более, для Орла – от 978 р. Обсчёт на меньшую сумму оговорён в Кодексе об административных правонарушениях и карается штрафом.
Право потребителя
В данной категории нет товаров.